Оказывается,
японцы любят бродить по мрачным
подземельям не меньше нашего.
Неудивительно, что к названию
популярной серии Phantasy Star,
издаваемой в Стране восходящего
солнца аж с 1987 года, ушлые
маркетологи SEGA поспешили добавить
ярлычок "Online". Ведь, как
известно, круче "dungeon crawl" может
быть только... онлайновый "dungeon
crawl".
О происхождении
видов
Diablo и Phantasy Star Online
если не братья навек, то близкие
родственники - точно. Не
удивляйтесь, друзья: при ближайшем
рассмотрении японское чудо
обнаруживает все черты культовой
аркады от Blizzard. До боли знакомая
конструкция "город - уровень 1 -
уровень 2 - ... - уровень N - финальная
стычка", элементы которой
созданы случайным образом, связаны
порталами-телепортами и ломятся от
тушек монстров, жаждущих быстрой
смерти. Кстати, функцию
"города" в данном случае
выполняет космический корабль
"Pioneer 2", дрейфующий близ
планеты Рагол в надежде выяснить
судьбу ее первых колонистов. Здесь
вам помогут провести опознание
вещичек, всучат на распродаже еще
один Panic Rifle +3, восстановят после
смерти, выдадут квест в Hunter's Guild...
Дальше можете перечислять
"фичи" Diablo
2 самостоятельно, вряд ли
ошибетесь. И не забудьте про самое
главное - режим "coop"-игры на
четверых, умащенный всевозможными
новинками вроде
интернационального чата
посредством "смайликов".
Но отставим multiplayer в сторону -
кроме перечисленных функций, от
"оффлайна" его отличает разве
что повышенная концентрация
монстров на уровнях. Это на Dreamcast
(родине PSO) игра, умеющая
ходить в Интернет, является поводом
для трехдневного запоя; а вот
брутальное общество IBM
PC-совместимых сегодня трудно
удивить даже качественным клоном Diablo
2. Хотя, попрошу занести в
протокол, multiplayer получился
довольно-таки опрятным: нет
опротивевшего PKilling, мухлежа при
торговле и толп бомжеватых
личностей, перманентно отирающихся
на серверах, пардон, "русской" Ultima
Online. Зато есть возможность
бодро гарцевать с пятиметровой
длины мечом, мечтой жизни героев
всех серий Final Fantasy, вместе
взятых, сверкать в лицо товарищам
яркими красками еще недоступных им
спецэффектов и вообще всячески
вызывать черную зависть, раздавая
налево и направо виртуальные
"визитки" со своей
запредельной статистикой. Как
видите, манчкинство и на острове
Хонсю поживает достаточно неплохо.
Барахолки, шмотье
и жирные томагочи
Насквозь прожженным адептам
ролевых РС-игр Phantasy Star Online
рискует показаться очередной
фикцией, ибо напрямую влиять на
процесс роста статистики здесь
попросту невозможно. Получили
долгожданное повышение уровня,
услышали трубный звук и прочитали:
"ATP +3 MST +1 ATA +2". И так - каждый
раз, много-много-много раз. Хоть
как-то улучшить параметры
позволяют нательные вещи, в
результате чего шатания по местной
барахолке и пристрастный досмотр
бесхозных контейнеров на уровнях
приобретают ярко выраженный
аддиктивный оттенок. Да и, опять же,
в полной трехмерности сразу видно,
кто что носит, а вы, я полагаю, вряд
ли захотите "щеголять"
обрыдлой казенной броней
игрока-новобранца.
Помимо гонок за эксклюзивным
(только что сгенерировали! налетай!)
трофейным шмотьем, игрокам PSO
предлагается заняться
образованием персонажа. Всего лишь
один-единственный режим стрельбы
из бластера? Стыдно, гражданин.
Спрашивайте дискеты со спецкурсами
заклинаний и приемов обороны во
всех магазинах, а также у особо
жирных монстров. Изучать их
позволяют далеко не сразу, а лишь по
достижении определенного уровня.
Зато, "раскачавшись" и освоив,
можно вызвать у альтер-эго
Джо-из-Алабамы, наблюдающего ваши
трюки, приступ обильного
слюнотечения.
Но, пожалуй, ультимативным писком Phantasy
Star Online является MAG, ваш
персональный талисман, защитник,
оружие и томагочи в одном флаконе. И
не спрашивайте меня, на каком
именно склоне Фудзиямы колосится
дрын-трава, которую раскуривали
сценаристы Sonic Team, вводя в PSO
расу мыслящих кибер-камней,
способных поедать аптечки через
каждые пять минут. Впрочем, камни
делают это вовсе не со зла, а токмо с
голодухи, причем берут деликатес
строго из ваших рук. Зачем? Набивая
силиконовое брюхо MAG, вы тем самым...
повышаете его статистику, получая
доступ к прежде невиданным
функциям. Кто готов пожертвовать
десятком халявных пузырьков ради
обретения мощного Photon Blast? Вот-вот.
Более того, рост параметров MAG
крайне благотворно сказывается и
на вашей статистике, а всеядность
вечно голодного камня открывает
широкое поле для мичуринских
экспериментов. Взлелеянными
томагочи можно кичиться,
хвастаться, обмениваться... ла-ла-ла,
copy/paste из абзаца выше.
На уровне
Как уже вскользь упоминалось в
самом начале статьи, Phantasy Star
Online - стопроцентно точный порт
с Dreamcast. И это, как нынче принято
говорить, "многое объясняет".
Все вопросы по поводу жутковатого
управления и наличия
одного-единственного видеорежима
640x480x65336 отпадают автоматически. Не
хочется даже спрашивать, почему
игра то и дело "рисует" объекты
перед самым носом изумленного
игрока - тут и архитупому rag rappy
понятно, что авторы не пожелали
подрихтовать код движка,
"заточенного" под ныне
пепельно-седую Dreamcast. Но даже в
таком виде PSO не вызывает
эстетического отторжения.
Симпатичные (не FF10, но все
же) модели и анимация персонажей.
Сочные, как положено всякой хорошей
анимэ-игре, четкие и в то же время
разнообразные текстуры. Приятные
спецэффекты, выдуманные человеком
с явно богатой фантазией.
Запоминающиеся детали антуражей -
вода, красиво бегущая в ручье,
рытвина от упавшей неподалеку
спасательной капсулы, листья,
кружащиеся под ногами, и мрачный
свинцовый дождь на болоте. Иначе
говоря, все то, чего недостает Diablo
2 и его ближайшим
прихлебателям. В существование
планеты Рагол и ныне пустующей базы
первых колонистов хочется верить. В
существование лагеря амазонок и
отвратительных тропических
пигмеев - вряд ли.
Графика и музыка - gut, возможность
скачивания дополнительных (помимо
семи десятков встроенных) квестов
из Интернета - das ist fantastisch, комплект
статистики и сопутствующих умений
"Любовь манчкина" - ausgezeichnet! Нет
только интересного сюжета, на
отсутствие которого бьющиеся в
экстазе "прокачки" фанаты едва
ли обратят внимание, сколько-нибудь
умного AI и продуманного управления.
Интеллектуальные потуги монстров
утрут нос любому AI-отморозку из
шутеров "третьей колонны".
Бывает, заrespawnятся, и давай
самозабвенно метаться колесом,
пока не получат смертельную дозу
облучения. В лучшем случае IQ
зверюшек хватает на расчет
кратчайшего расстояния до игрока,
но, - увы, естественные препятствия
ландшафта ими в расчет не
принимаются. Тут хочу обратить ваше
внимание на крайне остроумный
способ организации уровней PSO.
Они представляют собой наборы
относительно небольших
"комнат", связанных узкими
переходами, - на мозги авторов
сильно давил куцый объем памяти
Dreamcast. При этом выстрел из одного
"помещения" в другое не
засчитывается, а монстры не имеют
права выходить за границы
резервации. Вот с последним-то и
случаются казусы. Алкающие крови
животные то и дело устраивают
несанкционированные митинги на
краю "комнаты", не давая игроку
и шага сделать в соседнее
помещение. Разогнать демонстрантов
нельзя - граница мешает. Приходится
отступать куда подальше и
терпеливо ждать, пока "пробка"
не рассосется самостоятельно.
Управлять подопечным не легче,
чем проталкиваться сквозь звериные
кордоны. Во-первых, поддержка мыши
выглядит сущим издевательством.
Вместо того чтобы позволить игроку
елозить курсором по меню, авторы
предлагают употребить хвостатую
для... ходьбы и вращения камеры. Тем
временем клавиатурные "серые
стрелки" ведут огонь по врагам и
поглощают аптечки, а прочие клавиши
ответствуют за чат-болтовню.
Впрочем, движение осуществляется и
цифровыми кнопками, однако это тоже
не спасает: наш герой способен
развернуться лишь на строго
фиксированный угол, отчего
проблема уничтожения монстров
мигом возводится в порядок
вселенской. Идея подключить
геймпад звучит по-дурацки и к тому
же лишена смысла, - управление
болеет с момента рождения. Вообще
непонятно, почему многие
консольные игры, приходя на РС,
начинают вымогать у пользователя
хоть какое-нибудь кнопочное
пластиковое "дежице".
Пословица насчет распорядков в
чужом монастыре так и просится на
язык.
Жить...
...Phantasy Star Online,
несомненно, будет - гадливое
управление можно перетерпеть, а
туповатый AI иной раз идет только на
пользу делу. Правда, на территории,
составляющей примерно 1/6 суши, игра,
скорее всего, получит строго
оффлайновый статус: локальную
сеть/direct connect она презирает, а для
входа на сервер SEGA требуется
высамизнаетечто. Пиратские CD-key не
годятся, - извольте заплатить за
"лицензию", которыми,
насколько мы знаем, в СНГ никто и не
помышляет торговать.
А жаль. Хороший был бы соперник у Diablo
2.
Автор обзора: Nomad